08df7_0_ab6e0_a156ef2b_XXL

Баба- Яга: в сказках и в жизни

«Кто не сомкнет глаз до утра после ночи, полной историй, тот станет мудрейшим человеком на свете». Пусть так и случится. Пусть это сбудется с каждым из нас.

К.П. Эстес

Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились — и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря-Яга Костяная Нога…

02_Baba+Yaga+(fragment)_b

Кто она такая и почему

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)

Версии:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями». Там ребенок «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации.Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы» и от „бабая»» (Даль).

Вторая часть имени – «Яга» — также не имеет однозначной трактовки.

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

1802

КНЯГИНЯ — «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» — жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно — «Яга» происходит от санскритского «ahi» – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти — хромые. Имя главного черта «цмок» («змей»).

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер» насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, «ега» в старосербском — болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» — женщина. И Баба-Яга в такой трактовке — лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Баба-Яга в сказках

Внешность. Жилище.

В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

Внешне Баба Яга — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).

Лес — символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни — смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

«Курьей ножкой» когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось «нечистым» и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса. Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга — «костяная нога»? Почему ее нос» в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга — не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».

Тело всегда считалось «избушкой» (домом) души и «командовать» им (телом) мог или посвященный или некоторые высшие силы – имеющие отношение к Душе. Курение же и дым вообще всегда символизировали восходящие силы Души.

Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.

Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка служит вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».

Так что Бабу-Ягу можно считать некой «привратницей», Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и «порталом» между этими мирами.

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым). Герой (мужчина), встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир (Тридесятое царство), чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Обычно он просит Ягу накормить его (и она даёт ему пищу мёртвых), совершить омовение. Ритуалы Бабы-яги – это погребальные обряды, которые сами по себе являлись символом мистического посвящения, которое должен был проходить человек. Поскольку подобное посвящение всегда связывалось со смертью, то и символизм его связывался с погребальными обрядами. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Как правило, в избушке Бабы Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека.

Архетип Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

Так же печь может быть тюрьмой – местом, где должен сгореть главный герой (не обязательно сгореть в буквальном смысле, возможно, «сгореть» в определенном статусе, и возродиться в другом).

baba_yaga_-_skazka_dlya_top-menedzherov

Средство передвижения

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад).

Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Относительно самих полетов существуют две основные версии — либо Баба-Яга действительно летает (в сказках возможно все), либо (в жизни) грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты).

Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она — покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Действия.

Сказки знали разные формы (форматы) Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.

Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.

И, наконец, есть и ещё один «тип» Яги, по понятным причинам менее известный: «Яга – обольстительница». Образ этот чаще встречается в украинском и польском фольклоре (см. «Баба-Яга-женщина»).

Рассмотрим три первых типа Яги подробнее:

По идее, она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает (символизирует способность женщины уничтожить ребенка – сделать аборт), но, в сказках нет доказательств, что ей это хоть раз удалось.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Пряжа Бабы-Яги — знак ее власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Нить – прядение – символ прях, ассоциируется с нитями судьбы. «Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы, именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими» (М.-Л. фон Франц).

В обрядах инициации и посвящения (на лопату — и в печь) Баба-Яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых.

101286_zele_varevo_baba-yaga_2338x1484_(www.GdeFon.ru)

Придя к Бабе-Яге, не всегда можно добиться с ней разговора на равных – скорее всего, это очень редко случается. Женщины в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала Баба Яга. Только задания менялись (по сравнению с испытаниями героев мужчин) – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее (доказать, что ты истинная женщина).

«В русской народной сказке «Марфа крестьянская дочь» главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: «Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своей охотой?», и та отвечает: «Волей-неволей, а более своей охотой». Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в «мир матерей», может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности.

Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери (или мачехи, т.е. той же матери в своем негативном аспекте). Бессознательное стремиться поглотить все то, что оно само породило. И чем более бессознательна женщина (в своей доброте к ребенку), тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая своих детей и другие объекты своей «любви». Поэтому добрая мать рано или поздно должна умереть (см. подробнее «Баба-Яга-мать»).

Образ Бабы Яго амбивалентен. Баба — Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).

Иногда Баба-яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Иногда — нет. Но, в любом случае, Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, как раз и определяется с помощью разного рода испытаний.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)

Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге (искомым волшебным конем при этом оказывается невзрачный конек) или попросту крадет коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах (граница между жизнью и смертью).

Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает героя волшебными вещами: меч — самосек; гусли — самогуды; сапоги — скороходы; ковер — самолет; клубок, путеводная нить которого, указывает верную дорогу к счастью.

В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства.

Пропп считал, что «Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба-Яга».

Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:

— она родоначальница (см. баба).

— она обладает каким то древним знанием (см. бабка).

— она «управляет» мистическими и природными силами.

— она косвенно связывается с рождением и повитухами.

— внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.

— она живет в избушке на курьих ножках.

— её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).

— вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.

— во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).

— она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).

— у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.

— она прядет (веретено судьбы).

— в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.

— что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.

– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.

— сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.

— дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).

— она имеет отношение к змеям.

— она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.

— она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.

— после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Баба-Яга в жизни.

Баба-Яга-женщина.

В тридевятом царстве-государстве,

В чаще непролазной и глухой,

В своей сказке, мыслях и мытарстве

Живет бабка с костяной ногой…

Ох, красавицей была-то молодая,

Умница, да с русою косой,

Добрая душа и золотая,

С детства занималась ворожбой…

Полюбила девица Кощея,

Парня молодого — колдуна,

С красотой и хищным взглядом змея,

Кровожадного и злого ведуна.

Измотал он душу, измочалил,

Даже ногу как-то ей сломал,

Изменял красавице, печалил,

И предел терпению настал!

Постарела дева, поседела,

На судьбу с годами обозлилась,

Колдовством умело овладела,

И в лесу, в избушке поселилась…

От людей ушла, состригла косы,

Завела чернющего кота,

И не отвечая на вопросы,

Поживает бабушка-Яга…

Травы собирает и коренья,

По утрам — зарядка, даже йога,

Из грибов и ягодок — варенье,

Ковыляет бабка однонога…

(Автор неизвестен)

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма)

Отношения с партнером.

baba_yaga_by_alicesad-d5v1lpb

Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.

Сексуальный сценарий.

Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда — иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе «добра молодца», использует его как «передвижное средство»: усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает «добрых молодцев» к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна — получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет — останется у ней навсегда. Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она «выпивает» их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают. По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: — Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого. Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем («не бывает некрасивых женщин — бывает мало водки»!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой «весёлой вдовы» и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

«Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню. Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета» (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина. Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость. Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина — уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом — не забывайте, что сексопатологов не существовало.

«Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней» (Зинкевич-Евстигнеева).

Баба-Яга – мать

И в сказках, и в жизни Добрая Мать может «удушить» ребенка своей любовью, не дать ему повзрослеть. Поэтому возникает необходимость в Бабе-Яге (как вариант -мачехе) — Злой Матери.

«С точки зрения аналитиков, в своем позитивном аспекте, Баба-Яга, выступает помощником по отношению к формирующейся маскулинности девушки. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (феминность).

Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом» (Василец Т.Б.).

«Пока ребенок мал, влияние матери, как правило, позитивно. В сказках это период жизни с родной (доброй) матерью, который вынесен из контекста, т.е. чаще всего только подразумевается. Затем дочь вырастает и перестаёт быть ребёнком: родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец — как мужчина, а дочь — как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина — отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину — отца. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте — в отношениях с отцом. Отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Отец в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними.

До момента взросления дочери (становления Красавицы) конфликта не было, теперь же былая иерархия — «взрослый-ребёнок» — должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет. Задача девушки — пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери — пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Вот откуда в сказке появляется мачеха (или Баба-Яга): ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни» (Ефимкина Р.П.).

В помощь мужчине-отцу (и в сказках, и в жизни) нередко возникает ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. В жизни – дочь находит себе партнера.

В отношениях с сыном добрая мать должна рано или поздно стать Бабой-Ягой, иначе он никогда не станет мужчиной и не найдет себе партнершу.

К сожалению, многие авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) собой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». Некоторые молодые люди включаются в эту игру и не сепарируются («обособляются») от семьи, не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязательствами по отношению к родителям.

Но, рано или поздно наступает момент, когда «гаснет свет» в уютном родительском доме, и приходится идти за огнем к Бабе-Яге, проходить испытания, побеждать чудовищ, учиться ткать полотно собственной жизни, ведь свою нить судьбы можно спрясть только самому.

Баба-Яга – свекровь и теща (собственница)

Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.

Про свекровь – понятно. Работайте-работайте-работайте (батарейки Энерджайзер отдыхают). И ждите, пока она вас похвалит. Главное, чтобы ожидание не длилось больше жизни.

А какая Яга теща?

Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.

У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе — и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.

Профессиональный сценарий

images_2015_02_992_14

Баба-яга – это кризисный терапевт, фасилитатор, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека. Это кризис развития в том числе. «Кризис – это столкновение двух реальностей: психоческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие» (Эриксон Э. Г. ). Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества в взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными. Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-яга, можно сказать, обладает теми же функциями. В настоящее время, Баба-яга – наша коллега (терапевт). Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение. Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла»(проблемами). Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается. Т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

«Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути. … В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию — обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию его развития, адекватную биологическому возрасту клиента» (Ефимкина Р.П.)

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Ефимкина Р.П., Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.

2. Франц М.-Л. Фон, Психология сказки, СПб.:Б.С.К., 1998

3. Кэмпбелл Джозеф, Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. — К.: «София», 1997.

4. Янг-Айзендрат Полли. Ведьмы и герои: Феминистский подход к юнгенианской психотерапии семейных пар/ М.:Когито-Центр, 2005

5. Биркхойзер-Оэри Сибилл. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках /Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2006.

6. Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. Изд-во ЛГУ имени А.А. Жданова. Ленинград.

7. Проп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Изд-во Наука, 1976.

8. Эстес К. Бегущая с волками Киев, «София», 2002

9. Энциклопедия сверхъестественных существ (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2002.

10. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

11. Василец Т.Б. Мужчина и женщина — тайна сакрального брака. Очерки по инициационной терапии // http: //www.inits-terapiya.narod.ru

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок — СПб.: Речь, 2006.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений — СПб.: Речь, 2007

14.Википедия

15. Интернет-ресурсы.

Уласевич Тина Васильевна